Дехтярева Юлия Михайловна

Виды игровых технологий в ДОУ

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп); группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп); группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп); группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр

Примеры игр

Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного

«Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала. На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу — мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.

Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его

Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.

Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу

«На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов. «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить. «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.

Развивающие коммуникативные способности

«Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.

Диагностические игры

Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

физические (двигательные); умственные (интеллектуальные); психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому.

Другой вид педагогических технологий для занятий с дошкольниками — социоигровые, способствующие повышению воспитательного потенциала занятия. Их главная задача состоит в том, чтобы обучение ребёнка строилось не на принуждении со стороны взрослого, а на личной увлечённости и мотивации. Социоигровая технология меняет подход к ребёнку: дошкольник становится не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и уважения. Благодаря ей ребёнок перестаёт бояться совершить ошибку и задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с людьми различного возраста. Важной частью социоигровой технологии являются коммуникативные игры, с картотекой которых можно ознакомиться

Ещё один вид игровой технологии, который нельзя не упомянуть, — это проблемно-игровая. Ребёнок от природы любопытен, ему интересно экспериментировать, находить ответы на свои вопросы. Наиболее эффективен данный вид технологий для детей старшей и подготовительной групп, но для младших дошкольников такие игры также доступны. Суть в том, чтобы перед ребёнком была поставлена задача, решить которую он сможет, пройдя игру, и тем самым удовлетворив свой познавательный интерес. Дошкольнику должна быть предоставлена свобода в способах решения проблемы, однако у воспитателя должен быть заготовлен набор небольших подсказок, которые помогут юному исследователю встать на правильный путь.

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

  1. Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.
Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице). Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей). Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много). А какой врач может дать справку? (Педиатр). Больница находится далеко? (Да). Как нам до неё добраться? (На автобусе). На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном). Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку). Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа). Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади). В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта). Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений). Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).
28 августа 2024 в 12:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.