Дехтярева Юлия Михайловна
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ» Введение В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы. Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети, на вопрос «какого цвета вода?» часто отвечают: «белая». На вопрос «какой вкус у воды?» отвечают, что «она сладкая или наоборот кислая». А на пар часто говорят, что «это дым». Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Паспорт проекта Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. По содержанию: дети старшей группы (28 человек), воспитатели, родители. По количеству участников: коллективный. По продолжительности: среднесрочный (октябрь - декабрь). По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность. Актуальность Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы. Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам? Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ. Цель проекта: Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов. Задачи: Образовательные: Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед); Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого; Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов. Развивающие: Развивать у детей фонематический слух; Развивать творческое воображение, логическое мышление. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также развитие творческого самовыражения. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Ребенок имеет возможность познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей. Проект «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам. Предполагаемый результат: Для детей • Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира. • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту. • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности. • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков. Для педагогов - Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ». - Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями. - Оформление проекта; Для родителей - Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ; - Активное участие родителей в жизни детского сада и группы. Работа над проектом Подготовительный этап. - изучить психолого-педагогическую литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности; - организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморозью, градом, снегопадом, облаками, тучами); - подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде; - подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта; - организовать просмотр видеофильмов о воде и ее обитателях и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды; - провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»; - подобрать материал для оформления альбома и лэпбука. Основной этап
3 этап: Заключительный Показатели результативности проекта: -дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно- исследовательской деятельности; -дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов; -самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; пар - вода-лед; вода-пар. -участие в городском научно-познавательном фестивале для детей раннего и дошкольного возраста "Хочу все знать." В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды: вода не имеет запаха, вкуса; вода прозрачная; вода является растворителем. вода имеет три агрегатных состояния У детей сформированы представления, что вода - источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.Для родителей была проведена консультация: "Экспериментирование с детьми в домашних условиях" Продуктом проекта стали лэпбук из серии «Хочу все знать!» Тема «Вода и ее свойства»; альбом "Берегите воду!" и картотека опытов с водой. 27 августа 2024 в 17:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.