Дехтярева Юлия Михайловна
Организованная образовательная деятельность по исследованию свойств воздуха на тему: «Наши открытия о воздухе»Организованная образовательная деятельность по исследованию свойств воздуха на тему: «Наши открытия о воздухе» Воспитатель: Дехтярева Ю.М.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи: - познакомить детей со свойствами воздуха; - дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы; - обогащать и активизировать словарь детей; - развивать навыки проведения опытов; - развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы; - воспитывать умение работать сообща; - воспитывать дружеские отношения между детьми; - воспитывать аккуратность при работе с водой. Оборудование: - воздушный шарик; - нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо; - полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); - прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне; - стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей); - духи; - тазик с водой; - веера по количеству детей; - кораблики; - крышки от фломастеров (по количеству детей); - воздушный шарик; - трубочки; - гуашь; - альбомные листы. Ход занятия: Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику? - Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать) А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха? Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами. Проходите в лабораторию. Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы. Посмотрите на исследовательскую доску. На первой схеме изображен глаз. Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Да, правильно, - как можно увидеть воздух? Опыт 1. «Поймай воздух». Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз. Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим. Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим. Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике?» Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду. Опыт 3 «Воздух в человеке» А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим! - Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос. Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить? Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха?» Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха. Дать понюхать детям духи. Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи. Физкультминутка. Я с утра сегодня встал, С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть – Стал мой шарик вдруг толстеть. Я все дую – шар все толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок – Лопнул шарик, мой дружок… Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух. Опыт 5. «Движение воздуха» Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок. На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) . Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Возьмите веера и помашите им в лицо. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется). Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение. Вывод: ветер – это движение воздуха. Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо. На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух? Опыт 6. «Слышим воздух» Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. Вывод: воздух можно услышать разными способами. Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе? Вывод 1: Воздух существует! Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный. Вывод 3: Воздух без запаха. Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас Вывод 5: Воздух можно услышать разными способами. Вывод 6: Ветер – это движение воздуха. Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе. Спасибо за работу, до свидания! 27 августа 2024 в 17:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.